Скалистые Горы Колорадо - Rocky Mountains. День 1-й. Горячие источники

 
 Давно я хотела поездить по горному Колорадо. У нас даже были куплены билеты и разработан маршрут 4 года назад, но пришлось отменить. В сентябре 2023 вожделенное путешествие в горы да еще и вместе с 4х дневным танго фестивалем в Денвере состоялось! 
 

 
Во время фестиваля я жила в даунтауне и немного посмотрела город во время пеших прогулок от отеля Staybridge Suites Denver Downtown до места проведения фестиваля Denver Turnverein Dance Center и обратно.
 

Весь Денвер я не увидела, только кусочек центра. 

Город красивый, интересный и ухоженный.  Правда очень много бездомных было на пути моего следования, которые, как мне показалось, постоянно находились под воздействием наркотиков различной степени тяжести. В Чикаго я жила в двух милях от места проведения фестиваля и возвращалась ночью пешком по безлюдному и безопасному району Lake View на севере города, хотя меня предупреждали, что в Чикаго нельзя ходить одной по ночам. Я попробовала в центре Денвера пройтись после заката и мне было реально страшно, так что пешком ходила только днем. 

 

Говорят, что в Денвере заблудиться невозможно, если ты видишь горы, это означает, что ты смотришь на запад. Денвер конечно плоский,  но тем не менее он расположен на высоте 1 615 метров над уровнем моря. В воскресенье 3 сентября прилетел Олег и на следующее утро мы помчались в реальные горы, навстречу Rocky Mountains. 
 
 


 Скалистые горы это горная система, которая простирается от Канады на севере до Мексики на юге на 4800 км. и в ширину протяженностью около 500 км. Штаты Монтана, Айдахо, Вайоминг, Колорадо, Юта, Невада, Нью Мексико и Аризона находятся в Rocky Mountains. Когда-то очень давно мы путешествовали по Юте, Неваде, Колорадо и Аризоне. После Альп мне особенно захотелось снова побывать в горах на нашем континенте и сравнить ощущения.  


Удаляемся от плоского Денвера по 70 хайвею на запад  и уже через полчаса меняется ладшафт и дорога упирается в первый тоннель Veterans Memorial Tunnels.


Каменные глыбы нависают, высота дороги над уровнем моря растет.

 
Шоссе с подьемами и спусками, поворотами и серпантинами, здесь не заснешь.)

Следующий тоннель примерно в 100 км. от Денвера назван в честь 34 президента Америки Эйзенхауэра. Тоннель открыли в 70-х годах, на тот момент он был первым в мире на высоте более 3х тысяч метров - 11,112 feet. Для справки, на сегодня тор 10 высокогорных тоннелей, около 5 тысяч метров и ниже, находятся в Китае и парочка в Перу.


The Eisenhower-Johnson Memorial Tunnel (EJMT) расположен под Национальным лесом Арапахо (Arapaho National Forest). Длина его около 3х километров (1,697 mi = 2 731 м.) и проезжаешь тоннель за 5 минут.


В сторону Денвера на встречной полосе была существенная пробка. Народ возвращался после больших выходных. Первый понедельник сентября в US отмечают День Труда (Labor Day) с конца 19 века по инициативе профсоюзов. В Европе аналогичный праздник Первомай.


Я даже немного видео сняла, кусочек той многокилометровой пробки. Жаль, если у некоторых такой затор на дороге смажет приятное послевкусие отдыха. А мы движемся основному потоку навстречу горам по Interstate Highway #70.


В районе Cooper Mountain мы свернули на автомагистраль #91 в сторону Leadville.

Нашей первой целью было увидеть самую высокую вершину Скалистых гор - Mount Elbert (гора Эльберт) в хребте Саватч (Sawatch Range), высота которой составляет 14,433 фута (4 399 м).

Проехали водоем Mayflower Tailings Pond - Хвостохранилище Мэйфлауэр (или Майский цветок). Хвосты - это отходы обогащения полезных ископаемых, пустые породы. Горнодобывающая промышленность была самой значимой отраслью в Колорадо с 19 века. Mayflower Mining Company в основном специализировалась на добыче золота и серебра.

Наша первая искрометная остановка пришлась на Valley of Ghosts (Долина Призраков) на высоте около 2х тысяч метров на уровнем моря. Погода явно отличалась от Денверской, хотя и светило солнце, было ужасно холодно и дул пронизывающий ветер. Я была одета явно не по погоде, пришлось быстренько обратно запрыгнуть в наш рентованный компактный кроссовер SUV Nissan Rogue.


Это историческое место некогда было густозаселенным. На пике своего развития здесь жило 10 000 человек. Как гласит надпись на обелиске, в этой долине с 1882 по 1966 годы cуществовали три городка - Робинсон, Кокомо и Ресен на высоте 10, 618 футов (1 708 м).


Некоторое количество рассыпного золота было открыто в этих краях в 1860 году. Три брата Ресен в 1879 организовали здесь добычу золота и городок Kokomo (от индейского названия ущелья неподалеку) стал центром десятимильного добывающего района. Здесь жизнь кипела; работали 12 отелей, 20 салунов, 4 танцевальных зала, 5 магазинов и т.д.

В 14 милях (22 км) на юг от Долины Призраков находится город Leadville, что в переводе свинцовый город.  Он расположен на высоте 10,158 футов (3 096 м). Ледвилл — самый высокогорный город в Соединенных Штатах, окруженный двумя самыми высокими вершинами в штате.

 

 Как я уже упоминала, в 1860 году во время золотой лихорадки Пайкс-Пик тысячи людей понаехали в эти места. Старатели искали золото в ручье, протекавшим через Калифорнийское ущелье (2 мили от Ледвилл), и там вырос город Оро (с испанского оро-золото) с населением 10 000 человек. Oro City был одним из ранних городов по добыче золота в Америке, местом одного из самых богатых россыпей золота в Колорадо, где добыли 4-5 тонн этого благородного металла на сумму около 2 млн долларов теми деньгами.

Первые горняки заметили, что добыча россыпного золота затруднялась тяжелым бурым песком в шлюзовых коробах, а в 1874 году было обнаружено, что этот песок представлял собой свинцовый минерал церуссит с высоким содержанием серебра. Старатели проследили источник церуссита,  и к 1876 году обнаружили несколько месторождений серебряно-свинцовых жил в районе современного Ледвилла. Серебро вызвало новый, более масштабный прилив добытчиков в Ледвилл. Поскольку золото было полностью извлечено из ущелья, в 1890 году в городе Оро осталось 222 человека, а со временем Оро-Сити превратился в город-призрак.


В 1877 году Серебряный Бум был в разгаре. Прибыльные серебряные рудники поддерживали население Leadvill в 30 000 человек, включая отели, салоны, игорные залы, магазины, пансионы и бордели. Даутаун Ледвилла, признанный национальным историческим памятником, представляет собой типичный американский шахтерский город викторианской эпохи. Сегодня в городе проживает около двух с половиной тысяч ледвильцев и, на наш взгляд, это несколько унылое место.

Мы покружили по Ледвиллу ища правильный ракурс на горную цепь, которая называется Спящий индеец и его лошадь - Sleeping Indian and His Horse. Хотя может это байка) Но по крайней мере мы знаем, что где-то в этих горах берет начало река Арканзас:

Мы едем дальше на юг по дороге #24 к местечку Твин-Лейкс, что в 24 км. от Ледвилла.

Twin Lakes это водохранилище, созданное путем углубления натуральных альпийских озер, образованных в результате ледниковой деятельности. (Любое высокогорное озеро называется Альпийским или ледниковым) 


Место удивительно красивое. Очень много синего и в озере, и в небе, и даже горы имеют синеватый оттенок.

На берегу вот такие недешевые шале. Наверное, у отдыхающих каждый раз сносит крышу, когда они видят в окно сногсшибательный пейзаж альпийских озер на фоне гор.

Твин-Лейкс это еще и крошечное поселение, в котором сегодня проживают 200 человек. На берегу озера стоят вот такие колоритные отели. Подозреваю, что все здания сохранились с момента образования золотодобытчиками населенного пункта в 1879 году.

Золота уже давно нет, но город не стал призраком, и здравствует за счет авто-туристов. Здесь даже есть миниатюрная заправка с двумя колонками. Бензин, разумеется, дорогой, но бывают же ситуации, когда готов купить за любые деньги, лишь бы был! 

Если я правильно определила, то это и есть гора Эльберт 4 399 метров. В этих местах очень много вершин четырехтысячников и Mount Elbert особенных отличий не имеет, он просто чуточку выше других вершин. Надо просто знать где стоять и куда смотреть. Я пыталась спросить у туристов, но никто не смог ответить. 😊

И мы поехали дальше по автомагистрали #82 на запад в сторону Перевала Независимости - Independence Pass, который первоначально назывался Охотничий перевал - Hunter Pass.

Лес в горах в основном хвойный и осиновый. Осина является одним из немногих лиственных деревьев, достаточно выносливых, чтобы выжить в суровых горных условиях. Короткий вегетационный период часто препятствует прорастанию семян осины. Вместо этого боковые корни осины дают вертикальные побеги, называемые suckers. Некоторые побеги вырастают во взрослые деревья, создавая большую сеть взаимосвязанных корней, из которых могут рождаться новые деревья более тысячи лет. Мы едем в сторону города Aspen, что в перводе осина.

Мы поднимаемся наверх по горному перевалу по автомагистрали #82, которая бывает закрыта с октября по май. Это заповедные зоны, люди здесь не живут, а ездить тут достаточно опасно во время наледей, а в зимние снегопады здесь вообще не проехать. 

По горному серпантину мы приближаемся к вершине перевала Independence Pass на высоте 12,095 ft =3 687 м., которая расположена в 18 милях к западу от Твин-Лейкс и в 19 милях к востоку от Аспена. Впервые европейцы обнаружили перевал в начале 19 века. Исследовала Охотничий перевал (или Хантер пасс) команда Хайдена (Ferdinand Hayden) в 1873 году. Перевал тогда служил границей европейских поселений, к западу от него жили индейцы Юте.

 

Перевал всего длиною 32 мили (50 км). Он проходит через Национальный Лес Сан-Изабель (San Isabel National Forest) на востоке и Национальный Лес Уайт-Ривер (White River National Forest) на западной стороне водораздела. Проложили эту дорогу в 1881 году, которая была платной - 25 центов за 1 лошадь ($8 в современных долларах). Плата за проезд покрывала расходы на содержание большой бригады людей с лопатами для уборки снега. Им удалось сохранить дорогу открытой в течении первых пяти зим. Когда снег был слишком глубоким, использовали сани. Типичный переход через перевал требовал 10–25 часов и пяти смен лошадей.  На вершине перевала стоит знак континентального водораздела над хребтом Саватч (Sawatch Range).

 

По сути это водораздел между Тихим и Атлантически океаном. Если смотреть на карту, ручьи, которые собираются в реки с правой стороны, будут течь в сторону Атлантики; слева от хребта ручьи будут собираться в реки, впадающие в Тихий океан.


Мы вышли из машины размяться. На открытой площадке есть стоянка, туалет, разьяснительные плакаты и пронизывающий ветер.😲 Отсюда начинаются пешеходные тропы hiking trails. На парковке было несколько машин и тепло одетых пеших туристов, которые собирались гулять. Не знаем всегда ли тут так промозгло и холодно, не смотря на яркое солнце, но мы предпочли вернуться в теплый салон.

Вот такой вид с площадки. Слева тропа, с которой настоятельно рекомендуется не сходить, чтобы не заблудиться. 

Знак, показывающий местонахождение и каких животных можно повстречать:


 Коротенькое видео, чтобы получить представление об этой площадке и сбивающему с ног ветру:


Мы теперь спускаемся вниз, продолжая ехать в западном направлении. Мили через три мы проехали город-призрак Independence Ghost Town. Индепенденс (или Независимость) был первым местом добычи полезных ископаемых в долине Роаринг-Форк, где, согласно легенде, 4 июля 1879 года старатели обнаружили золотое месторождение Индепенденс. (4 июля в США отмечают День Независимости с 1776 года.) К 1882 году в городе Независимости было более 40 предприятий, три почтовых отделения и примерное население 1500 человек. Шахтер мог получить комнату и питание за 2 доллара. Повседневная жизнь на такой высоте была непростой, да и добыча золота постепенно шла на спад, население уменьшалось. Зимой 1899 года сильнейший шторм в истории Колорадо перерезал пути снабжения в Индепенденс. Шахтеры, у которых закончилась еда, начали разбирать свои дома, чтобы сделать 75 пар лыж и массово бежать в Аспен. Мы как бы повторяем их путь. 😊


Места красивейшие, пейзажи практически идентичные европейским Альпам.

Там где дорога сужается в одну полосу стоят переносные светофоры на солнечных батареях.



Мне показалось, что западная часть водораздела - White River National Forest- более живописная.


В ожидании светофора могут образоваться пробки! Но хорошо, что не в нашу сторону. Мы сегодня опять движемся в обратную сторону от основного потока машин.

До Аспена мы добрались гораздо быстрее тех 75 лыжников.) Останавливаться в городе не стали, просто проехали.

Первоначально это был летний охотничий лагерь индейцев Юте (Ute Indians). Первые белые поселенцы прибыли в 1879 году в поисках серебра назвали его Юте-Сити. Согласно легенде старателей было 13, они пришли сюда из Ледвилла. (Мы практически проделали тот же путь!) Перезимовав, к весне отважные искатели поменяли название на Аспен. 


 В годы пика производства серебра в 1891-92 годах Аспен превзошел Ледвилл как самый продуктивный район по добыче серебра в Соединенных Штатах. Город Аспен процветал, насчитывал 12 000 шахтеров и их семей. К 1893 году в Аспене были банки, больница, полицейское управление, два театра, оперный театр и электрическое освещение.

 

В 1890 году под давлением «серебряных баронов» Среднего Запада был принят федеральный закон, известный как «Закон Шермана». Антимонопольный закон удвоил закупку государством серебра, за которое платили специальными "бумажными монетами" Казначейства, которые можно было обменять на золотые или серебряные монеты. В результате люди обменивали бумаги на золотые монеты, что истощило золотой запас США и породило панику 1893 года. В конце 1893 года Конгресс отменил Закон Шермана о покупке серебра. В итоге выпуск бумажных монет Казначейства прекратился, что ограничило отток золота из национальных резервов.

Отмена Закона Шермана привела к «банкротству» Аспена, начался массовый отток жителей и город вступил в так называемые «тихие годы», когда население составляло менее 1000 человек.  В 1924 году было завершено строительство шоссе Индепенденс-Пасс, что облегчило поездку в Аспен.


В стране становится популярным лыжный спорт. Развитие Аспена как горнолыжного курорта началось в 1930-х годах, когда инвесторы задумали построить горнолыжную зону, но проект был прерван Второй мировой войной. В 1946 году была основана Aspen Skiing Company и открылся первый кресельный подъемник, самый длинный в мире на тот момент. В 1950 году компания провела чемпионат мира по горным лыжам FIS, первые международные соревнования по лыжным гонкам в США. Далее в 50-60е здесь открываются еще три горнолыжных куррорта. На сегодняшний день грузоподьемность всех вместе взятых подьемников Аспена составляет 10 755 пассажиров/час. 

Богатые люди прилетают в Aspen на частных самолетах чтобы погулять, а зимой чтобы покататься на лыжах.

Население города на сегодняшний момент составляет 7 тысяч человек. Цены на дома в Аспене являются одними из самых высоких среди всех городов страны, в среднем около 9,5 млн. Предложение недвижимости ограничено из-за моратория на строительство нового жилья, его реконструкцию и краткосрочную аренду. Все эти ограничения предпринимаются для защиты гор: меньше людей, меньше воздействия на окружающую среду.

Мы удаляемся из Аспена по дороге #82 на северо-запад в сторону нашей последней остановки на сегодня и месту ночевки - Gleenwood Springs.

Стали нам попадаться по дороге красивые красные горы. Такое замечательное сочетание зелёного, красного, синего и белого! Теперь мы знаем, что Скалистые горы богаты не только золотом и серебром, но и железными рудами.

Мы остановились на заправке и перекусили прямо в машине. С тех пор как мы завтракали в отеле прошло уже 6 часов!

Теперь нас подгоняла мысль о расслаблении в горячей минеральной ванне. Источники Гленвуд Спрингс представляют собой гидрокарбонатно-хлоридно-натриевую (соляно-щелочную) воду. В ней больше всего таких соединений, как бикарбонат кальция, хлорид натрия, сульфаты калия и кальция, сульфид марганца. Также в воде содержится много сероводорода.

Город Гленвуд-Спрингс всемирно известен своими горячими (до 50 градусов по Цельсию) минеральными источниками. До 1800 года эта территория считалась «священной» для народа Юте. Индейцы высоко ценили целебные свойства местных вод и пользовались источниками для лечения и омоложения. Белые постепенно наступали на индейские территории. В конце 19 века на этом месте был образован палаточный городок  Defiance (Вызов или Неповиновение) со множеством салунов, борделей и гостиниц. Город сменил название и стал торговым центром, когда мимо прошла железная дорога. 

Мы заселились в мотель Glenwood Springs Cedar Lodge:

Гленвуд-Спрингс стал одним из первых мест в США, где появилось электрическое освещение в 1897. В начале 20 века в каньоне Гленвуд на реке Колорадо была построена плотина и электростанция. Термальные воды являются главным богатством города, поскольку рядом не было никаких полезных ископаемых и нефти. Первое коммерческое использование горячих источников началось в 1896 году с открытием оздоровительного спа-центра West Glenwood.

У нас на выбор было два места куда пойти: Glenwood Hot Springs с самым большим геотермальным плавательным бассейном в мире или  Iron Mountain Hot Springs  со множеством маленьких бассейнов с различной температурой. Мы пошли в "Горячие источники Железной горы", заплатив за три часа за двоих $86 с учетом скидки от нашего мотеля. Цены не стабильные, а меняются в зависимости от спроса, в выходные и праздники дороже.

 Мы не резервировали, а так как был праздничный день (День Труда), мы смогли попасть только в старую часть, так называемый Общий доступ. Для нас этого оказалось предостаточно. В стоимость входили полотенца, которые можно было менять по мере их намокания.

Пребывание на источниках поделено на сеансы по три часа и на входе каждый час одевают браслеты определенного цвета, так что легко отследить, если кто просрочил свое время. Нам можно было пользоваться любым или всеми из 16 имеющихся бассейнов с термальной водой, которые сделаны из камня и располагаются под открытым небом на берегу реки Колорадо. 

Бассейны эти разного размера и находятся на разных высотах, что сделано для естественного охлаждения при перетекания воды из более горячих в менее горячие. Каждый бассейн имеет свое название и температуру (от 98 до 108 по Фаренгейту), которую сотрудники время от времени проверяют на соответствие. Еще там имеется большой семейный бассейн с пресной водой и джакузи. 

 

В раздевалке есть кодовые шкафчики, душевые с мыльными принадлежностями. На территории есть кафе с закусками и разнообразными напитками. Мы взяли 2 апельсиновых сока и 1 коктейл пина-колада (=$20). В местном магазине помимо сувениров можно купить купальники, теплую одежду и пр. 

 

Мы пробовали термальные ванны разных температур, самая комфортабельная для нас была 101°F (38°C) и 103°F (39°C) Досидели мы в Горячих источниках Железной горы до темноты и были очень расслаблены и довольны.

Наш третий час отмокания заканчивался и надо было уходить. На этом видео можно заметить поезд, который проходил по ту сторону реки Колорадо. Представляете, как наверное здорово сидеть зимой в теплой воде под открытым небом в вязаной шапочке. 😍

Когда мы уже проехали половину пути до нашего мотеля я вспомнила, что забыла купальник. Пришлось вернуться. Отыскать купальник было сложно, потому что я завернула его в полотенце, чтобы подсушить и забыв про это, выкинула полотенце в корзину. Мы с менеджером рылись в мокрых полотенцах.) Хорошо, что я вспомнила в какую именно корзину я бросила и что её не успели отвезти в прачечную!

 

В первый день мы проехали около 200 миль (более трехсот км). День получился очень насыщенным, познавательным, красивым и термальным 😉


Продолжение: День 2-й


Комментарии